Только 37% россиян знают, как противостоять кибермошенникам

Digital Диктант прошел во всех регионах России, в инициативе приняли участие почти сорок тысяч человек. Среднее значение уровня цифровой грамотности составило 7,15 балла из 10 возможных. Наибольшую сложность у участников вызвали вопросы, связанные с цифровой безопасностью.

В России прошла масштабная проверка цифровой грамотности Digital Диктант, организованная РОЦИТ, РАЭК и Microsoft. Акция приурочена к 25-летию Рунета. В ней приняли участие почти сорок тысяч человек: около тридцати тысяч взрослых и порядка десяти тысяч подростков 14-17 лет. Среднее значение уровня цифровой грамотности всех участников составило 7,15 из 10 баллов.

Ведущие мероприятия

Наибольшие сложности у прошедших Digital Диктант вызвали вопросы, касающиеся кибербезопасности (средний балл – 6,7): только 37% пользователей продемонстрировали высокий уровень знаний в этой категории. Вопросы, связанные с цифровыми устройствами, программами и интернет-сервисами, входящие в блок «Цифровое потребление», оказались для участников самыми простыми (средний балл – 7,81).

Вопросы Digital Диктанта были разработаны для двух возрастных категорий: для взрослых (18+) и для подростков (14-17 лет). Последние в среднем набрали на 1,12 балла меньше старшего поколения. При этом в вопросах по цифровой безопасности разрыв был больше: наибольшую сложность для подростков представили темы защиты персональных данных и культуры взаимодействия в социальных сетях. Участники старше 18 лет в этом блоке набрали на 1,29 балла больше подростков. «Отличники» встречаются в обеих возрастных категориях: максимальный балл набрали 304 человека, большинство из них в возрасте 18-24 (44%) и 25-34 лет (30%). Общий балл каждого второго участника акции варьирует от 5 до 7.

Сергей Гребенников
На протяжении последних 4 лет в рамках исследования «Индекс цифровой грамотности» РОЦИТ измерял уровень цифрового потребления граждан, их цифровые компетенции, а также навыки в области цифровой безопасности. При этом исследование в большей степени позволяло получить самооценочные суждения участников об их цифровой грамотности. Digital Диктант же позволил нам совершить прорыв и приблизиться к пользователям из абсолютно всех регионов РФ. Конечно, это только первый шаг, который дался нам не без барьеров, но мы уверены, что в будущем эта акция станет ежегодной, и каждый гражданин нашей страны не только единоразово узнает свой уровень цифровой грамотности, но и сможет отслеживать свою динамику, достижения или зоны развития на регулярной основе
Сергей Гребенников, директор РОЦИТ
Одним из важных критериев роста цифрового развития на что сегодня должно обращать в первую очередь государство — это уровень цифровой грамотности населения. Интернет-компаниям важно не только чтобы на рынке были в достаточном количестве квалифицированные кадры, но еще и грамотные (цифрово-грамотные!) пользователи
Сергей Плуготаренко, директор РАЭК
Digital Диктант – первая акция такого масштаба для проверки компьютерной грамотности пользователей. Участие большого количества людей, говорит о том, что россияне осознают важность развития навыков владения ИТ. На вопрос «Что такое искусственный интеллект?» дали правильный ответ почти 80% респондентов. Это показывает, что жители нашей страны не только хорошо разбираются в технологиях, с которыми сталкиваются ежедневно, но также следят за мировыми ИТ-трендами
Эльза Ганеева, менеджер по работе с государственными органами Microsoft
Андрей Воробьев
Итоги Digital Диктанта показывают реальное положение с цифровой грамотностью в стране. Результаты дают нам возможность корректировать наши действия по повышению уровня цифровой грамотности, разрабатывать новые направления просветительской деятельности Координационного центра. Тревогу вызывает не слишком высокий уровень знаний пользователей в вопросах, касающихся кибербезопасности - и мы обязательно усилим это направление работы. В целом проведение Digital Диктанта дало объективную картину уровня цифровых компетенций россиян, и мы будем и дальше отслеживать изменения этого уровня
Андрей Воробьев, директор Координационного центра доменов .RU/.РФ
Digital Диктант продемонстрировал, что россияне недостаточно осведомлены о правилах обеспечения безопасности в интернете. Для Авито как лидера среди сервисов объявлений в России забота о безопасности пользователей - первый приоритет. Мы не только информируем их о способах предотвращения рисков, но и развиваем специальные сервисы: Доставка, Автотека, защищенный номер, рейтинги и отзывы продавцов и другие. Мы надеемся, что наши усилия совместно с активностью других интернет-игроков помогут добиться повышения уровня цифровой грамотности и уже в следующем году мы увидим положительную динамику в результатах диктанта
Андрей Барковский, PR-директор Авито
Сегодня, когда проникновение интернета в России превышает 75%, ИТ-компании и профессиональные сообщества должны уделять особое внимание не только своим продуктам, но и развитию digital-культуры в стране. Интернет-сервисы заняли важное место в жизни россиян, через одну только Почту Mail.ru пользователи ежедневно отправляют более 380 миллионов писем, такие масштабы накладывают на нас дополнительную ответственность. Поэтому мы стремимся не только сделать свои продукты более умными, полезными и безопасными, но и поддерживаем акции, повышающие уровень цифровой грамотности населения, к которым, безусловно, относится проект «Digital Диктант»
Михаил Шумаков, директор по маркетингу бизнес-юнитов Mail.ru Group

Digital Диктант охватил все регионы России, а также Белоруссию и Казахстан. Самыми активными участниками акции стали жители Москвы и МО (10 408 чел.), Санкт-Петербурга (3265 чел.), Белгородской (1163 чел.), Новосибирской (1129 чел.) и Свердловской (1004 чел.) областей. Самыми грамотными оказались жители Санкт-Петербурга, набравшие 7,55 балла, на втором месте Республика Алтай (7,50 балла), на третьем – Костромская область (7,49 балла). Москва заняла 21-е место со средним значением уровня цифровой грамотности 7,29 балла.

Участники диктанта

Диктант был запущен при поддержке Aвито, Координационного центра домена сети Интернет, Общероссийского народного фронта, HP Inc., Почты Mail.ru, Rambler Group, Московского аэропорта Домодедово. Информационными партнерами Digital Диктанта стали «Российская газета», «Комсомольская правда», «Московский Комсомолец», Rusbase и GeekBrains.

Контакты для СМИ: digitaldictation@prp.ru, +7 495 937 31 70