Цифровой диктант 2024 - Определи свой уровень цифровой грамотности.

Навигатор по новым медиа: как сегодня создавать и потреблять контент

Как научиться разбираться в современных медиа и начать собственную карьеру в СМИ? Узнайте в спецпроекте РБК — Медианавигатор.

При поддержке Всероссийской акции «Цифровой Диктант». 

Современные медиа — это сложная и многогранная экосистема, которая меняется с невероятной скоростью. Каждый день появляются новые возможности и новые вызовы, а потребители контента одновременно становятся его создателями. Сегодня особенно важно понять, как функционирует мир медиа в эпоху цифровизации. РБК предлагает разобраться в том, что такое достоверная информация, как развивать медиаграмотность и не попадаться на фейки.

Как читать новые медиа

Соблюдайте цифровую гигиену

Перенасыщение информацией — одна из главных и наиболее острых проблем современности. Каждую минуту в мире появляется огромное количество материалов: новости, видео, статьи, подкасты. На сайте worldometers.info можно в реальном времени увидеть, как растет число постов в блогах за текущие сутки. В такой ситуации особенно важно тренировать самоконтроль и придерживаться простых правил для сохранения ментального здоровья.

Потребляйте информацию дозированно, отключайте уведомления и следите за подписками, иногда устраивая «генеральную уборку» в своих аккаунтах. Уделяйте время живому общению, соблюдайте режим сна, проводите время на природе и не проверяйте соцсети сразу после пробуждения. Постарайтесь не фиксировать каждый аспект жизни в смартфоне — это помогает тренировать память и уменьшает вероятность депрессии.

Выбирайте проверенные источники

Анонимные каналы, сомнительные блоги и эксперты, о которых вы слышите впервые, — не слишком надежные источники. Если хотите найти проверенную и подтвержденную информацию, используйте сайты СМИ и новостных агентств, а также обращайтесь к первоисточниками. Они сообщают факты, пока большинство ресурсов и публикаций в соцсетях пытаются завладеть вниманием с помощью шокирующих заголовков и провокационных тем. Мнения экспертов, библиотеки, академические базы данных и официальные сайты организаций помогут лучше разобраться в вопросе.

Оценивайте авторитетность и всегда обращайте внимание на репутацию автора, издания или учреждения. Если несколько независимых источников подтверждают одно и то же, вероятность достоверности информации увеличивается.

Развивайте критическое мышление

Критически оценивать любую информацию и уметь замечать манипуляции в медиа — одни из самых полезных навыков. Всегда задавайте вопросы о том, что читаете или видите, учитесь отличать факты от авторских предположений и помните о пользе фактчекинга. Старайтесь изучать оригинальные исследования и документы, на которые ссылаются авторы. Особенно если речь идет об информации, которая вас поразила или сильно напугала.

Помните об алгоритмах соцсетей

Платформы используют алгоритмы для анализа данных пользователей и особенности их поведения в сети, включая историю просмотров, «лайки», комментарии и время, проведенное на определенных материалах. Сегодня к этой работе уже привлекают нейросети, способные очень быстро проанализировать огромные объемы информации.

На основе полученных сведений алгоритмы рекомендуют контент, который может быть интересен пользователю. Поэтому в ленте попадаются посты, видео, фотографии от страниц, на которые человек не был подписан, но которые попали в тренды. Так возникают «информационные пузыри». Они ограничивают взгляды и интересы, приводят к поляризации мнений и провоцируют распространение конспирологических теорий.

Обращайте внимание на безопасность

Важный признак медиаграмотного человека — умение защищать свои личные данные. Будьте осторожны с информацией, которую публикуете о себе и о своих близких. Позаботьтесь о защите аккаунтов, внимательно относитесь к письмам и сообщениям с подозрительными запросами и ссылками. Не переходите по ним, чтобы не потерять доступ к своим аккаунтам и не стать жертвой злоумышленников.

Одна из главных особенностей новых медиа — отсутствие четкого деления на потребителей и контент-мейкеров. Каждый может свободно совмещать в себе две этих роли, меняя области интересов и сферы знания. Тем важнее разобраться в том, как устроено производство контента.

Как создавать контент для новых медиа

Выделяйтесь в потоке информации

Обилие контента создает жесткую конкуренцию и усложняет задачу авторам. Чтобы привлечь внимание, создателям контента нужно применять креативные подходы. Успех зачастую зависит от способности найти уникальный голос, который будет резонировать с аудиторией. Это требует не только художественных навыков, но и маркетингового мышления.

В погоне за трафиком надо помнить о качестве контента. Никакой увлекательный и ловко придуманный заголовок не сможет спасти материал, где нет грамотной структуры, проверенных фактов и надежных источников.

Правильно выбирайте формат

Выбор формата зависит от темы, целевой аудитории и целей автора. Для новостных поводов подойдут короткие тексты, для глубокого и всестороннего анализа — лонгриды и интервью, а для привлечения молодой аудитории — интерактив вроде игр и тестов. 

Некоторые форматы лучше работают в соцсетях, другие — в печатных изданиях, а иногда срабатывают совершенно неожиданные идеи и отступление от правил.

Используйте искусственный интеллект и нейросети

ИИ развивается с огромной скоростью и уже умеет многое. С его помощью можно упростить процессы, которые раньше требовали много времени и усилий, проводить брейнштормы в любое удобное время, анализировать тексты, делать переводы с разных языков и систематизировать большие объемы данных.

Нейросети научились генерировать тексты, но результаты пока далеки от совершенства и не могут заменить труд человека. Машина не способна понять нюансы, психологические приемы, и даже шутить у нее получается не всегда. Так что, сегодня это не самостоятельный автор, а скорее инструмент для создания контента.

Не забывайте об ответственности и этике

Этические вопросы становятся важной частью работы для создателей контента. Будущее медиа зависит от тех, кто готов экспериментировать, обучаться и адаптироваться, чтобы формировать более разнообразное, этичное и инклюзивное информационное пространство. Отказ от кликбейта и псевдо-сенсационных заголовков в пользу честного и обоснованного контента не только укрепляет доверие аудитории, но и формирует более здоровую информационную среду.

Аудитория всегда ценит достоверность и глубину, поэтому стоит инвестировать время в исследование тем и работу с источниками, вне зависимости от того, новостной это материал, интервью с экспертом или списки в стиле BuzzFeed. Понять, как искать, анализировать и проверять источники информации, полезно всем. Это помогает избежать ловушек дезинформации и создавать качественный контент. 

Учитесь у профессионалов

Чтобы говорить на одном языке с потребителями контента, следите за трендами, обновляйте свои знания о медиа и цифровых технологиях, узнавайте о новых инструментах и методах проверки информации и набирайтесь опыта у коллег. Посещайте лекции, мастер-классы и курсы, которые ведут авторитетные журналисты и профессионалы из разных сфер медиа.

Решили создавать контент и развивать карьеру автора, редактора или продюсера, но пока не понимаете, с чего начать? Приходите на стажировку в медиахолдинг РБК.